Любовь: приключения идеи

“Луговая собака и кролик – пара”, художник Джеймс Джонсон, 2016г.

All you need is love.

– Beatles

Это слово кажется настолько знакомым, таким понятным. Любовь. Мы обсуждаем любовь с друзьями. Мы используем это слово в разных контекстах. Я люблю маму, жену, музыку, бургер, теплый плед. Удивительно, сколько оттенков может принять слово “любовь”. Однако, когда мы задаем вопрос: “что такое любовь?”, наступает неловкое молчание.

“Любовь у каждого своя”, “вот полюбишь - тогда и поймешь”, “нельзя любовь определить, это ее погубит”. В современной культуре существует религиозное табу на определение чувств или эмоций. При всей нашей любви к логике и здравому смыслу, мы оставляем вопросы первоочередной ценности, такие как “любовь”, в серой зоне сказочных фантазий и маркетинговых буклетов.

Я верю в силу контекста. Ни один термин или явление не существует независимо от контекста. Скальпель в контексте хирургической палаты и скальпель, спрятанный в рукаве тюремного заключенного, радикально меняют наше восприятие скальпеля per se.

Я считаю особенно важными следующие виды контенста: контекст среды, контекст истории, контекст культуры, контекст языка. Каждое явление существует в рамках этих контекстов и понимание этих контекстов значительно влияет на наше восприятие. Возьмите понятие “красоты”. В своем двухтомнике “Красота и уродство” Умберто Эко показывает эволюцию стандартов красоты и уродства сквозь контекст истории и культуры. Порой то, что считается красивым в одном поколении, становится уродством в другом. Когда мы смотрим в зеркало, то складывается ощущение, что в отражении красиво одетый человек. Сто лет назад современный наряд воспринимался бы иначе. Но мы не замечаем призму контекста истории или контекста культуры: нам кажется, что сегодняшний наряд/мейк-ап/стрижка объективно красива или нет. Потому что наше восприятие контекстуально.

При чем тут любовь? Любовь – это, конечно, чувство. Но, также – это идея. Идея – это не зацементированная вещь, это, скорее, постоянно эволюционирующая структура. Тут я хочу обозначить свою позицию: эволюция – это серия мутаций, часть из которых выживает, другая же, большая часть – погибает, потому что неспособна выстоять противостояние окружающего контекста среды и обстоятельств.

Например, кошки. Современные предки домашних кошек какое-то время сосуществовали с другим смежным видом кошачьих, которые когда-то были доминирующим хищниками среди кошачьих эры миоцин на территории Африки. Этот вид – саблезубый тигр. Однако, из-за смены контекста, эффективное орудие убийства больших млекопитающих стало избыточно и саблезубые тигры вымерли. Эта мутация зашла в эволюционный тупик.

Идеи эволюционируют так же, как и живые существа. Мутации идей могут быть тупиковыми, так же, как и биологические мутации. Мы знаем множество примеров из науки и технологий: вера в “эфир” доминировала в XIX веке в физике и была опровергнута А. Эйнштейном; ложная вера в гомеопатию или, например, доминирующая еще сто лет назад вера в существование зубных червей.

Существует популярное когнтитивное искажение argumentum ad novitatem или “обращение к новизне”. Это иррациональная вера в то, что все новейшее является наилучшим. Например, мы приучились думать, что новый iPhone лучше предыдущего, новая статья на любимом медиа лучше, чем статья годовалой давности. Новая диета кажется эффективнее диеты из 70х. “Выше, дальше, сильнее”, идеология новшества, необходимая для движения колеса сансары капитализма и общества потребления.

Эволюция идей чудесна тем, что мы можем легко двигаться во времени и смотреть на разные стадии идеи. И порой новейшие мутации идеи могут во много проигрывать в своей полезности и глубине более ранним версиям той же идеи. Порой нужно пересмотреть текущие взгляды, оглянуться по сторонам и посмотреть в историю. Мы не первые, кто задается важными вопросами и в истории наверняка были люди не глупее нас с вами.

Когда речь заходит об идеях, прогресс работает нелинейно. Возьмем современную цивилизацию. Начало бурного роста теперешнего мира тесно связано с эпохой Возрождения. Что мы “возродили”? Мудрость греческой, арабской и римской культуры. После крестовых походов, проходивших под геополитическим предлогом поиска гроба Господня, орды европейских солдат грабили Великий Халифат. Кроме драг. металлов и рабов они принесли с собой на родину также книги из Александрийской библиотеки. Среди них были работы Аристотеля, Сократа, Платона и прочих мыслителей, бережно собранные персами в течение нескольких столетий. Эти книги стали началом великой революции в Европейской картине мира. Наука, современное право, технологии – мы обязаны этому тем самым идеям, которые возродились в XIII-XIV веке из пепла античной и арабской культуры.

Моя задача – раскрыть контекст самой популярной и самой непонятой идеи – “любви”. Откуда взялись современные мутации этой идеи, что думали другие культуры в истории, что думают о любви и влюбленности в науке, религии и философии.

Романтическая любовь

Мы знаем эту историю. Двое людей встречают друг друга, влюбляются, флиртуют и ухаживают, преодолевают препятствия и вот, наконец – они вместе.

Про эту любовь мы читали в романах, видели ее в кино и слушали о ней в песнях. Такая любовь – это священный Грааль, который нужно искать. Настоящая любовь возникнет, когда мы найдем того самого, правильного человека. Такая любовь не заканчивается, она вечна. Если удалось такую любовь отыскать – мы как-будто выиграли джекпот в лотерее. Такая любовь – источник абсолютного счастья.

Эта история кажется вечной. Однако, подобное представление о любви сформировалось около 200 лет назад и получило называние “романтическая любовь”. Есть распространенное заблуждение, которое связывает слово “романтическая” со словом “роман”. Однако, слово “романтический” отсылает нас к модной философской системе конца XVIII века.

Романтизм отдает главную роль в жизни чувствам и страстям, воображению и интуиции. Исторически философия романтизма противопоставляла себя философии эпохи Просвещения. Романтизм - это бунт конца 18 века против логики, науки, индивидуализма и религии. Последователи романтизма предлагают найти спасение в природе, идеализировать прошлое, отдаться силе чувств и воображения и не поддаваться обаянию “сухого” разума и логики.

Есть гипотеза, что появление романтизма было вызвано шоком от наступления будущего. Бурный рост технологий, урбанизация, индустриализация. В это время в Европе появляется целый ряд новых идей и философских движений, которые пытаются осмыслить происходящие перемены или предложить альтернативы. Романтизм – в числе этих новых идеологий. Романтическая любовь - главное место среди ценностей этого бурного движения.

Конечно, романтическая любовь существовала и до XVIII века. Как и любая идея, она возникла в результате синтеза других идей. В XVIII веке романтическая любовь кристаллизовалась в идеал и получила множество приспешников, стала почти религиозным движением. Что, в целом, не удивительно, ведь праотцом романтической любви был итальянский христианский монах.

Франческо Петрарка, христианский монах, живший в XIII веке впервые прировнял сильное влечение к другому человеку к божественной любви.

Для любознательных: История Петрарки (ENG)

Однажды, в 22 года, на богослужении в храме, он увидел в юную дворянку – Лауру де Нов. Это была любовь с первого взгляда (также популярная идея, культивируемая в идеологии романтизма). Лаура стала объектом платонического поклонения Петрарки на следующие 20 лет. Петрарка писал стихи, воспевал объект свой влюбленности и глубокую любовную тоску. Но он так ни разу и не заговорил с Лаурой.

Петрарка влюбляется в Лауру. Миниатюра, XVI в. (справа – Амур)

Любовь Петрарки обладала качествами, которые мы потом обнаруживаем в идеале романтической любви: объект любви почти недостижим. Сам человек оказывается не так важен как отполированная идея о человеке в уме влюбленного. Полная поглощенность этой отредактированной, идеализированной моделью человека, показана Петраркой, как божественное высшее чувство.

Идеализация, возведение на пьедестал и объективизация – это любовь Петрарки к Лауре.

Итальянский монах оставил после себя сборник сонет. Книга сыграла ключевую роль в распространении мотива несчастной безответной, трагической любви. Петрарка создал новую идеологию “любовной тоски” или любовных страданий. Чем больше страдания, согласно Петрарке, – тем больше и сама любовь.

Интересно? Если интересно, подпишитесь на мой канал: https://t.me/milyutintv

Феномен “любовной тоски” был известен в некотором роде и до Петрарки. Европа бурлила от новых идей эпохи Возрождения. Получила особую известность древнегреческая история про две половинки. Гераклит оставил после себя древнюю сказку, объясняющую появление двух полов: когда-то у людей было две головы и восемь конечностей, но потом боги разделили человека на две части и с тех пор каждая часть ищет свою вторую половинку.

Иллюстрация из книги-бестиария "De Monstrorium", Fortunio Liceti, XVII в.

Тем не менее, “любовная тоска” в средневековье до Петрарки – это, прежде всего, форма психического расстройства, согласно отцу современной медицины, Галену. Тяжелое состояние, в котором человек теряет рассудок и контроль над собой, погружается в меланхолию и начинает болеть.

Любовь, или эрос, это болезнь поражающая мозг. Порой причина этой любви это интенсивная естественная потребность высвободить чрезмерное количество гумора. Болезнь становится причиной беспокойства и навязчивых идей, больной желает найти и обладать объектом своего желания.

– Врач и монах, Константин Африканский, XI в.

В конце XII века, врач по имени Жерар Берийский, написал комментарий к медицинским текстам Галея, повторяя, что зараженный любовной тоской, обычно страдает от последующей потери интереса к объекту и длительной меланхолии.

Лечение любовной меланхолии кровопусканием. Альдобрандино Сиеннский, ‘Régime du Corps’. XIII в.

Влюбленность считалась болезнью не только в Европе.

В китайской даосской медицине состояние влюбленности описывалось как горячая болезнь сердца, которая заставляет терять реалистичный взгляд на мир и положение вещей. Больному было прописано находиться вдали от объекта любовных страданий, проводить больше времени на природе и заниматься физическими упражнениями.

Зигмунд Фрейд так же считал влюбленность формой психического расстройства.

Разве то что мы называем влюбленностью не является формой безумия, иллюзией, слепотой в отношении того, каков возлюбленный человек на самом деле?

– Зигмунд Фрейд, крестный отец современного психоанализа

На идею романтической эксклюзивной любви также повлияли популярные в средние века истории о куртуазной любви. Типичный сценарий куртуазной истории выглядит примерно так:

  1. Внебрачная тайная связь рыцаря и замужней дворянки.
  2. Муж дворянки что-то подозревает.
  3. Рыцарь тайно отправляет ей любовные письма и стихи.
  4. Они никогда не видятся один на один. Это только разжигает страсть.

Истории о куртуазной любви и любовных страданиях пользовались спросом у главных игроков на рынке шоу-бизнеса средневековья – трубадурами, уличными певцами. Уильям Шекспир в XVI веке создает золотой стандарт романтической любви – историю Ромео и Джульетты. Они молоды, влюблены с первого взгляда, дистанция между ними непреодолима. Их ждут испытания. В конце истории – катарсис: несчастная совместная смерть.

За несколько веков интеграции и эволюции историй Петрарки, Шекспира и куртуазные истории кристаллизовались в идеологию романтизма. Легкомысленные истории стали основой новой философии. Романтизм обещал освобождение от страданий через покорность чувствам и страстям и открыто объявлял неприязнь к логике и рациональности. В эпоху расцвета индивидуализма главной формой любви становится романтическая любовь. Любовь двух индивидуумов становится важнее любой другой формы любви.

Новая идеология нашла много последователей среди художников и писателей. О ней начали писать книги, ставить спектакли. Тема романтической любви пользуется повышенным спросом у публики до сих пор.

Романтизм настаивал на преобладании страстей и влюбленности не в человека, но в идею, фантазию о человеке. Мы не найдём в романтизме ответа на вопросы: как решать конфликты внутри пары? Как решать бытовые вопросы? Что сделать, чтобы отношения длились дольше, чем первые моменты влюбленности? Романтисты предлагают отдаться моменту, перестать думать о будущем или прошлом.

Романтическая любовь строится на эксклюзивном отношении к одному человеку, преувеличении его положительных качеств и воспитании нереалистичных ожиданий.

Отличительные качества романтической любви:

  1. Идеализация партнера и влюбленность в образ, но не человека
  2. Любовь до гроба
  3. Секс – как доказательство любви и принятия
  4. Идеализация страсти влюбленности
  5. Превознесение любовной тоски и меланхолии
  6. Потребность в преодолении препятствий, которые мешают обладать объектом любви
  7. Отчужденность от вопросов быта и физиологии
  8. Решение проблемы личного одиночества
  9. Интуитивное понимание, исключение логики и анализа
  10. Кульминация романтической любви – объединение двух возлюбленных

Романтическая любовь была попыткой вывести тему взаимоотношений полов из серой тени пуританского средневекового общества, которое ударилось в другую крайность. Греховность тела и порицание эгоизма сменяется на культ индивида и раскрепощение.

Кульминация романтической любви – это соединение двух влюбленных. “Они жили долго и счастливо”. На практике крайне сложно жить долго и счастливо с другим человеком, которого ты идеализировал в самом начале отношений и потом начал решать бытовые вопросы, планировать семейный бюджет и выбирать медицинскую страховку. Мы видим статистику: 70% браков распадается в течении трех лет. Оказывается, эта изначальная идеализация создает искаженную, но убедительную картину реальности, которая, тем не менее, со временем проходит. Оказывается, что влюбленность вовсе не вечна и, если на смену к ней не приходит уважение и дружба, отношения превращаются в совместную муку.

Романтическая любовь наступает сама. Это что-то вроде божественного снисхождения. Происходит это редко, чудесным образом. Ее не нужно развивать, не нужно поддерживать в форме. Все происходит само по себе, магически.

Мы знаем, что хорошая физическая форма не возникает сама по себе и не остается с нами навсегда, если ее не поддерживать. Мы знаем, что финансовое состояние не возникает магически и требует значительных усилий. Однако, когда речь про любовь,– тут как будто бы работают альтернативные законы.

Идеология романтической влюбленности продолжает доминировать в массовой культуре. И посягательство на эту святыню не редко воспринимается агрессивно. И это понятно, ведь в массовой культуре нет никакой альтернативной модели. Нам буквально не за что зацепиться, если убрать романтическую любовь. Не ясно: как выбирать партнера, что с ним делать и зачем.

Сегодня люди часто возмущаются, когда им предлагают ответить на вопрос: что такое любовь.

“Это чувство у каждого свое! Это нельзя определить!” – подобные ремарки – следствие влияния романтизма, где чувства противопоставляются интеллекту. Романтизм потерпел поражение как философия и форма искусства, отдав первенство реализму, но представление о наивной романтической любви осталось. Эта идея настолько любима и идеализирована публикой, что любые сомнения в счет существования идеалов романтической любви воспринимаются как богохульство и оскорбление чувств верующих.

Не смотря на это, в той самой культуре, которую мы “возродили” в эпоху Возрождения, было гораздо более разнообразное и целостное (на мой взгляд) представление о любви.

Виды любви в Древней Греции

Само слово “любовь” – это уникальный для европейских языков способ обозначать влечение к чему-либо. “Любовь” – это общий термин без единого определения.

Другие культуры использовали множество терминов, чтобы обозначать разные формы любви. И не все формы любви считались равными. Одни формы любви считались полезными, другие – вредными.

Во время эпохи Просвещения культура Европы вновь открыла для себя труды мыслителей Древней Греции: Аристотель, Платон, Сократ, Сенека, Гиппократ. Математика, естественные науки, логика, психология и философия – вот подарок греческой культуры дремучей средневековой Европе. Без трудов мыслителей древней Греции современная цивилизация была бы невозможна.

Тем не менее, труды великих мыслителей были переведены лишь частично и были хорошо отредактированы. Ведь многие идеи древних греков были несовместимы с доминирующей религиозной философией того времени – христианством.

В современных индоевропейских языках мы используем общий термин – любовь.

Греки использовали семь разных слов, чтобы обозначить особую форму чувства и социальной динамики:

Эрос

Это страстная влюбленность, дедушка современной романтической любви. Это форма безумия, которой заражает нас Купидон с помощью своей стрелы. Эта форма любви делает челочека слепцом и предназначена (как говорил Шопенгауэр) для выживания и размножения.

Интересно? Если интересно, подпишитесь на мой канал: https://t.me/milyutintv

В греческой философии Эрос противопоставлялся Логосу – знанию и мудрости.

Филия

Это форма дружелюбия, которое основано на том, что другой человек полезен, приятен в общении и самое важное – обладает благими качествами, здравым смыслом и добродетелями. Филия открывает двери к вопросам философии и становится основой для развития благих качеств. Друзья помогают друг другу в становлении характера, философских взглядах, оба хотят измениться и помочь измениться другому.

Сторге

Это форма любви, которую испытывают не на основе качеств, но из-за зависимости от другого человека. Пример: любовь родителя к ребенку.

Агапе

Агапе – это универсальная любовь: к незнакомцам, природе, Богу и другим существам. Эта идея напоминает альтруизм или неэгоистичную озабоченность благополучием других. В Древней Греции считалось, что агапе – это высшая форма любви, которая исходит из мудрости и способствует долголетию, ментальному и физическому здоровью. Часто агапе противопоставлялось эгоистической любви типа эрос.

Лудус

Форма любви, которая предполагает игривость, флирт, но не предполагает каких-то обязательств. Это игра обольщения. Добавляет опасности и интереса партнерам, но становится проблемой, если один начинает воспринимать такой вид любви всерьез.

Прагма

Форма любви, которая строится на обязательствах, долгосрочных целях и интересах. Триггером становится не сексуальное влечение или игривость, но набор личных качеств и ценностей, общих целей.

Филаутия (самолюбие)

“Превознесение себя выше богов”. Филаутия характеризуется воспаленным ощущением своей высокой значимости, высотой достижений и, согласно греческим мыслителям, неминуемо приводит к разрушениям и хаосу, уничтожению истины, вражде и насилию.

В данном случае речь идет не о самооценке, но скорее о крайней форме гордости и эгоизма.

Все формы любви считались важными и необходимыми. Философы Древней Греции считали высшей формой добродетели агапе – универсальную любовь к окружающим. Особое внимание агапе уделял Аристотель, Сенека и Марк Аврелий.

Биология влюбленности и любви

Сегодня в массовой культуре любовь приравнивается к влюбленности. Однако, это очень новое явление. Большая часть цивилизаций считала влюбленность опасной формой психоза. Выше я уже приводил выдержки из работ средневековых врачей и Зигмунда Фрейда.

Сегодня наука подтверждает – состояние влюбленности активирует нейро-трансмиттеры – фенитиламин, допамин, норэпинефрен, окситоцин. Схожий гормональный эффект на организм человека имеет амфетамин и кокаин.

В 2000 году Шнобелевская премия 💩по химии была вручена группе ученых, которые обнаружили, что с точки зрения биохимии, влюбленность невозможно отличить от тяжёлого маниакально-депрессивного синдрома.

Любовь и доброжелательное отношение к себе и другим создает совершенно противоположное влияние на тело и ум.

Гормон, который отвечает за чувство связи с окружающими – окситоцин. Окистоцин играет ключевую роль в развитии социальных навыков и чувства личного внутреннего благополучия. Любовь необходима для психологического и физического здоровья.

Исследователи обнаружили, что окситоцин играет ключевую роль в формировании связи матери и ребенка. Эксперименты на крысах показали, что самки девственницы находят крысят неприятными объектами, но после родов, они находят крысят крайне привлекательными.

Детеныш крысы

Детеныш крысы, которого отлучили от физического контакта с матерью, вырастает больным и недоразвитым. Похожие результаты показывают исследования человеческого развития – мозг ребенка, который был отлучен от физического контакта с матерью, становится недоразвит и с высокой вероятностью будет аутистом. Любящее и заботливое отношение влияет как на ребенка, так и на мать.

Очевидно, что окситоцин влияет на многие аспекты социального поведения – распознавание других людей, доверие, эмпатию и многие другие компоненты их поведенческого репертуара социальных существ

– Эллисон Анкер, Анналиса К. Бери, факультет психологии и биологии, колледж Смита, Нортхэмптон, США

За последние 50 лет уровень одиночества в США удвоился. В ходе опроса 20 000 взрослых американцев, было обнаружено, что около половины респондентов сообщили, что чувствуют себя одинокими, оставленными и изолированными.

Исследования показывают, что пониженный уровень окситоцина напрямую связывают с чувством одиночества и депрессии.

Каждый пятый американец считает, что крайне редко чувствовал близость к другим или вообще никогда ее не чувствовал.

Одиночество связывают с болезнями сердечно-сосудистой системы и преждевременной смертью. Одиноким людям сложнее достичь здорового уровня сна, сложнее выносить суждения и заниматься творчеством. Одиночество снижает уровень удовлетворенности работой и статистически повышает вероятность остаться безработным. Одиночество тесно связано с чувством хронической тревоги, депрессии, суицидального синдрома, развитием вредных аддиктивных привычек - курения, наркомании и алкоголизма.

Активная или пассивная любовь

Можно ли развить любовь?

Можно ли научиться любить лучше или сильнее?

Любовь приходит сама или ее нужно развивать?

В буддизме влюбленность – это форма ложного искажения восприятия, когда положительные качества объекта кажутся больше, чем они есть, а негативные качества редактируются и игнорируются. Таким образом, больной воспринимает свою искаженную проекцию и начинает страстно желать ею обладать. Со временем это омрачение проходит и приходит неминуемое разочарование.

Идея влюбленности говорит, что любовь нужно искать, она находится где-то вне нас. Якобы, любовь с нами случается.

Будда, Чжуан Цзы, Аристотель, Сократ и Руми считали, что чувство любви – это высшая добродетель, которую можно только развить. Она не приходит сама. Любовь – это навык, который можно натренировать. Мы уже свыклись с идеей, что можно развить логику, математический анализ или знание иностранного языка. Однако, идея тренировки наших чувств все еще табуирована в современной культуре.

Сегодня больше распространено безосновательное представление о пассивной эмоциональной жизни. В этой модели я сижу и жду, пока эмоция со мной случится. Я – пассивный агент, а эмоция – активный агент.

Посмотрите на языковые обороты: “любовь приходит”, “счастье наступает” или “вдохновение случается”. Агент чувства пассивно ждет, пока некое чувство или состояние с ним случится. Случается чувство или состояние по воле Бога, случая, удачи, судьбы или даже случайной мутации ДНК.

Мы знаем, что хорошая физическая форма или устойчивое финансовое состояние не случаются сами по себе. Плохое физическое состояние и нищета случаются без инвестиций наших усилий. Но, из-за влияния монотеистических религий и философии романтизма, мы часто не готовы брать ответственность за свои чувства и культивировать требуемое состояние ума.

В ХХ веке ярым защитником идеи, что любовь – это навык, который можно обратить в искусство, был Эрих Фромм – знаменитый психолог юнгианской школы.

Любовь это не что-то естественное. Любовь требует дисциплины, концентрации, терпения, веры и преодоления поглощенности собой (нарциссизма). Любовь – это не чувство, это практический навык.

– Эрих Фромм, психолог

В своей книге “Искусство любви”, Фромм выражает идею, что в современной культуре любовь искажена и превращена в карикатуру, мы воспринимаем любовь в изменении сказочного сознания и применяем исключительно к отношениям между двумя партнерами. Фромм утверждает, что каждому человеку жизненно необходимо любящее состояние ума и оно возникает только в результате дисциплинированной тренировки.

Любовь это не исключительное отношение к определенному человеку, скорее это состояние ума или качество собственного характера, которое определяет отношение человека ко всему миру, а не только к объекту любви.

– Эрих Фромм, психолог

Фромм противопоставляет любовь нарциссическому желанию обладать другим человеком, чтобы убежать от собственного одиночества и невроза. Занятно, что именно эти качества определяют романтическую влюбленность. Поэтому, центральную роль Фромм отдает умению наслаждаться уединением. Здоровая любовь может проявиться только вне страха одиночества и невроза и не может заканчиваться лишь на партнере. Иначе, под видом любви скрывается форма невротической эксплуатации или симбиотической привязанности, завуалированной формой эгоизма. (If a person loves only one other person and is indifferent to all others, his love is not love but a symbiotic attachment, or an enlarged egotism.)

Полезно? Если полезно, подпишитесь на мой канал: https://t.me/milyutintv

Парадоксально, умение быть наедине с собой – это условие для любви к другому.

– Эрих Фромм, психолог

В идеологии романтизма – любовь пассивна, ее ищут, это объект. Однако, по Фромму любовь – это важнейший навык, который можно лишь развить, но не найти. Любовь требует постоянной тренировки, иначе она угаснет и забудется, так же, как любой другой навык, который мы не используем или не тренируем.

Если любовь - это искусство, то оно требует знаний и упорства, заключает Эрих Фромм.

Греческие философы, буддисты, даосы, средневековые лекари и отцы современной психолгии и психоанализа считали влюбленность формой заболевания, чем-то вроде сезонной простуды. Но любовь (агапе, метта) считался ценным навыком, который необходимо тренировать и поддерживать.

Если мы никогда не занимались штанговым спортом, то мы вряд ли поднимем 150 кг. Если мы систематически не тренировались в марафонском беге, мы вряд ли пробежим марафон.

То же верно для любви. Если мы не инвестировали время, усилия и дисциплину в развитие этого навыка, он не возникнет магически без причины. Знание иностранного языка или логика не возникают сами., не возникает сама и любовь.

Как развивать любовь. Буддийский подход

Я прочитал “Искусство любить” Э. Фромма первый раз в 13 лет. Книга меня глубоко тронула: идея, что любовь – это навык, вдохновила меня на поиски. Сам Э. Фромм не раскрыл никаких практических методов развития любви и мне предстояло долгое приключение в поисках понятного, логического и последовательного метода тренировки.

Романтическое представление о природе эмоций (в том числе любви) носит магический характер. Некое чувство возникает не в силу предрасположенности ума или наработанной привычки реагировать на какой-то стимул, а появляется само в полном объеме, чистое и глубокое в ответ на какой-то особенный раздражитель. В романтической концепции нет места для тренировки или культивации. Все случается само собой.

Романтическое представление об эмоциях оставляло за бортом таких как я. Я не чувствовал каких-то особенных чувств к близким. Мне всегда казалось, что мои эмоции достаточно слабы. Я чувствовал тревогу, беспокойство или страстное желание, или лень. Но я не чувствовал того, что мог бы называть “любовью”. И мне казалось, что со мной что-то не так. Любовь же должна “наступать”! А она не наступает. Наступает влечение или желание обладать. Но вот “любовь” - нет. Так же я не чувствовал каких-то теплых чувств к окружающим.

Мое детство прошло в индустриальном мрачном Челябинске, я видел много насилия в 90-е, неоднократно попадал в жесткие драки, видел, как людям выбивают зубы арматурой. Мир не казался особенно приветливым и мне было сложно найти повод относиться к окружающим с теплом. Что же я теперь был обязан принять себя таким, какой я есть и жить без тепла и доброжелательности?

Мы, вроде бы, знаем, что ответить на вопрос “Как стать сильным?” или “Как стать умным?”. Но, почему-то, у нас нет ответа на вопрос “Как стать добрым?”.

Обычный совет: “Просто будь добрее!”. Этот совет не очень помогает и обычно лишь усугубляет чувство неадекватности. Мы ожидаем, что люди станут добрыми просто так. Просто потому, что так нам хочется. Мы надеемся, что президент, полицейский или врач будет добрым. Не смотря на то, что он не учился это делать. Эта доброжелательность и любовь должны настать сами, магическим образом. И мы видим, что этого не происходит.

Оказывается, что человек, который не учил китайский – не говорит по-китайски. Человек, который не учился ходить на руках – не умеет ходить на руках. Человек, который не учился любить – не умеет любить.

В буддийской практической философии любое психическое состояние – это тренируемый навык, который постепенно превращается в привычку. Такие привычки называются словом карма. Мы можем создать глубокую привычку к раздражительности, если ежедневно шипим на коллег на работе в течении нескольких лет. Мы без проблем создадим привычку к лени и пассивной агрессии, если целыми днями лежим на диване, рассматривая ленту фейсбука. Если мы ежедневно занимается математическим анализом и бегаем каждый вечер, то со временем, у нас появится привычка к математическому анализу и бегу.

Повторения полезного состояния ума с целью превратить это состояние в привычку называется медитацией (санскрит: bhava).

Существует множество полезных навыков ума. И для развития каждого навыка существуют различные техники, которые используют различные законы работы нашего ума.

Медитация для развития любящей доброты называется метта (пали: metta, санксрит: maitri).

Метта – это открытое, теплое и доброжелательное отношение к себе и окружающим. Это состояние благополучия и заботы, которое дарит улыбку и чувство близости с другими. Оно обратно тревоге и чувству одиночества. Метта в буддизме – это источник покоя ума, близости с окружающими и глубокой, настоящей дружбы.

Метта - это навык переводить собственное внимание и ум с бесконечной зацикленности на себе на заботливое отношение к окружающим. Эта смена фокуса происходит после критического анализа роли других людей и существ в нашей собственной жизни. С помощью серии простых аналитических заключений мы приходим к выводу, что наша собственная жизнь была бы совершенне невозможна без участия всех существ. Ведь все, чем мы обладаем, все, что мы умеем – это результат работй других людей и существ. Ваша одежда, ваш язык, ваши любимые гаджеты, ваш воздух и ваша еда. Все это возможно только потому, что есть другие. Тем не менее, наш ум обычно зациклен на самом себе. Мы игнорируем и не обращаем внимания на участие других в нашей жизни и не вовлекаемся эмоционально в жизнь окружающих. Эта позиция даже превозносится и идеализируется в массовой культуре.

Современные реалии мегаполиса изолируют людей друг от друга, социальный круг бесконечно меняется. Мы меняем места жительства, работы, отдыха. Мы постоянно пересекаемся с новыми людьми и порой наша типичная реакция на новые социальные связи – это опасение, тревога или даже агрессия. Это совершенно естественно, ведь судя по всему, миллионы лет мы жили в группах, численностью не более 100-150 человек. В малой группе мы успевали выстроить крепкие социальные связи, развить доверие и, соответственно, дружелюбие к окружающим.

Сегодня условия поменялись. Но потребность в переживании близости к окружающим осталась. Мы все знаем, что можно быть глубоко одиноким в толпе людей. Хочу сказать, что можно испытывать глубокую связь с окружающими сидя одному в закрытой комнате. Ведь наличие или отсутствие людей - это второстепенный фактор. Первостепенный фактор – это наш навык испытывать связь и заботу к себе и окружающим. Если не ради них (хотя, почему нет?), но уж точно ради себя. Потому что ощущение отчужденности буквально убивает.

В моей жизни медитация любящей доброты сыграла ключевую роль. До 22 лет я страдал от социальной тревожности, спонтанных панических атак и чувства невроза и хронической неудовлетворенности. Уже через месяц ежедневных тренировок в любящей доброте значительная часть психологических проблем исчезла и через год тревожность и панические атаки почти полностью прекратились. Я перестал опасаться людей, ум успокоился.

Метта - это навык, который требует постоянных ежедневных тренировок. Редкие попытки или нерегулярные занятия - это трата времени. Метта – это живое состояние ума. Живое состояние ума похоже на дерево. Вначале это всего лишь маленький росток, ветер крутит его малейшим дуновением. Но, если мы постоянно ухаживаем за деревом, поливаем его, закрываем от излишнего солнца, удобряем его, то росток крепчает и превращается в молодое дерево. Еще несколько лет - и дуновение ветра движет только листья на его кроне. Ствол дерева остается неподвижен и устойчив. То же получается с тренируемым состоянием ума. В данном случае – с меттой.

Если регулярно тренировать любящую доброту, она начинет изредка возникать спонтанно и постепенно “перекрашивает” наш субъективный опыт. Ум становится спокойным, открытым и любящим. С таким умом хочется проводить время. Оказывается, что быть наедине с собой может быть не пыткой, а удовольствием.

Одного выполнения техники не достаточно. Для роста дерева не достаточно наличия отличных семян, но нужны так же подходящие условия – плодородная почва, влага и солнце. Так же и для любящей доброты необходимы условия: этическое поведение (желание вредить другим – это состояние ума, обратное любящей доброте) и некоторая стабильность внимания (вы можете удерживать внимание на объекте хотя бы 30 секунд без активного блуждания мыслей).

В буддизме любовь - это не эксклюзивное отношение к какому-то человеку (“Ты самый важный и достойный любви человек. Пусть все будет хорошо у тебя и у меня. Остальные – пофиг”), но инклюзивное отношение ко всем существам с чувством близости и заботы (“Все существа участвуют в моей жизни, все существа хотят быть счастливы, как я сам. Пусть все будут счастливы и удовлетворены”). Отсутствие любви приводит к неврозу и недоверчивому отношению к другим. Любящее состояние ума считается причиной глубокого длящегося удовлетворения, которое не зависит от внешних стимуляторов. Любящая доброта дарит чувство смысла, близости и тепла.

Моя религия очень проста. Моя религия – доброжелательность.

– Его Святейшество Далай Лама XIV

В буддийской сутре, посвященной медитации на любящую доброту (Ангутарра Никайя Сутта 11:16) Будда выделяет следующие преимущества развития любящей доброты для тренируемого:

  1. Спокойный, глубокий сон
  2. Легкое пробуждение после сна
  3. Отсутствие кошмаров во сне
  4. Окружающие относятся к нему с доброжелательностью
  5. Животные относятся к нему с доброжелательностью
  6. Его ум легко сосредотачивается
  7. Выражение его лица приятно и спокойно
  8. Когда он умирает, то не испытывает сильных страданий

Последние 5-10 лет медитация на любящую доброту привлекла внимание ученых. Исследователи обнаружили следующие эффекты медитации на любящую доброту (метту):

  1. Понижение чувства одиночества и изоляции
  2. Понижение уровня социальной тревожности
  3. Повышение уровня окситоцина
  4. Снижение эффекта пост травматического синдрома
  5. Увеличение длительного чувства удовлетворения
  6. Улучшение качества сна

Полезно? Если полезно, подпишитесь на мой канал: https://t.me/milyutintv

Научные исследования медитации метта (их гораздо больше, чем три):

https://www.researchgate.net/publication/263610383_Loving-kindness_meditation_A_field_study

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4630307/

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3176989/

Любовь (метта) – это желание счастья и причин счастья для себя и других.

– Будда Шакьямуни, философ

Любящая доброта (метта) – это аспект психической деятельности, который буддийские йогины дисциплинированно развивают на протяжении всей жизни. Буддийский метод развития универсальной любви – это аналитическая медитация и развитие устремления заботы и доброжелательности к себе и другим.

Метод развития любящей доброты (метты)

Вынес технику выполнения метты в отдельную статью (статья будет дополняться когда я смогу победить свою лень):

https://milyutin.tv/metta

Заключение

Сегодня мы приравниваем влюбленность к любви. Идеализация другого человека, надежда, что мы сможем найти любовь и она решит нашу неудовлетворенность и одиночество – результат идеологии романтизма, которая возникла 200 лет назад в знак протеста эпохе технологического прогресса и отличалась магическим представлением о природе чувств и эмоций.

Любовь необходима для психического и физического здоровья, она не имеет ничего общего с невротической влюбленностью и возникает как результат дисциплинированной тренировки.

“All you need is lovе” – это действительно так. Вопрос, на который нужно ответить каждому – какая любовь по-настоящему необходима нам и миру вокруг.

Понравилась статья? Подпишись на мой канал: https://t.me/milyutintv 🔥


🔥Другие статьи автора🔥

  1. Медитация: без мистики и сказок https://milyutin.tv/no-bullshit-meditation
  2. Иллюзии: краткое введение https://milyutin.tv/illusions-intro

🔥Затраты 🔥

⏰60+ часов уходит на написание текста статьи

🤓2-15 лет требуется чтобы хорошенько поразмыслить над каждой темой

💸$1000 стоит создание качественного 🎬 видео-ролика 🎬 (когда-нибудь тут будет видео, но это не точно).


🔥Благодарность: вариант №1 🔥

Понравился текст? Поддержи автора – поделись ссылкой с друзьями!

Не понравился текст? Обсуди с друзями, отправь им ссылку!

Тебе все равно? Как у тебя хватило терпения дочитать до этого места? 💩


🔥Благодарность: вариант №2 🔥

Денежное пожертвование позволит создавать более качественный контент и поддерживать инфраструктуру блога. Этот блог всегда будет бесплатным и тут не будет рекламы.

Ссылка на страницу сбора пожертвований:

https://milyutintv.dyaka.com/donate

Пожертвование в криптовалюте (HODL):

BTC: 15f2uwze67VfhJabeGvATap2vW1KnHkPrs

ETH: 0x76Cd52e74c7fA22414A0cF984cFC32c6fda3c80d



Примечание
: Все логические и фактические ошибки прошу считать моими.
Это эссе не претендует на целостный обзор медитаций. Это общее введение. Многие концепции значительно упрощены для простоты усвоения.